Этот разговор состоялся на форуме сайта dzogchen.ru; здесь опущены реплики тех участников форума, которые обращались не ко мне и которым я, соответственно, не отвечал; цитаты в ответах выделены курсивом; часть смысла размещена между строк.
1. Надписи на заборе
Заблуждениями называются те факторы, которые
лишают наш ум дисциплинированности и
поддерживают его в этом состоянии.
Далай-лама 14-ый.
Сурат:
Обращаюсь с просьбой разрешить небольшую неясность в моей голове относительно текста Намкая Норбу Ринпоче "Дзогчен и Дзэн", а именно - в чем же все-таки заключается различие между этими двумя традициями. В самом тексте я обнаружил лишь один абзац, где эта разница утверждается, но не объясняется:
"В этом Учение китайских последователей школы Чань очень похоже на Дзогчен. В Дзогчене существуют точно такие же объяснения относительности благого и неблагого. Но это не означает, что в Дзогчене мы отрекаемся от относительного состояния или пренебрегаем им. Как я уже подчеркивал: "если вы находитесь в этом абсолютном состоянии", -- но если вы в этом состоянии не находитесь, то очевидно, что вы не сможете просто пренебречь всем относительным. Поэтому понятно, что главный метод Дзэн -- это метод, помогающий оказаться в абсолютном состоянии. Этот принцип одинаков и для Дзогчена, и для китайского буддизма. Но из этого не следует делать вывод, что между ними нет никаких различий. Никогда не забывайте, что это совершенно разные пути. Мы уже говорили, что в первом случае -- это путь Хашанг Махаяна самоосвобождения, а во втором -- путь отречения. Эти два метода -- изначально, в принципе, совершенно разные".
Итак, по порядку: "В Дзогчене существуют точно такие же объяснения относительности благого и неблагого. Но это не означает, что в Дзогчене мы отрекаемся от относительного состояния или пренебрегаем им" - это также не означает, что в Дзэн отрекаются от относительного состояния или пренебрегают им. Наоборот, как сказал один учитель: "Дзэн - это повседневная жизнь".
Далее: "Но из этого не следует делать вывод, что между ними нет никаких различий. Никогда не забывайте, что это совершенно разные пути. Мы уже говорили, что в первом случае -- это путь Хашанг Махаяна самоосвобождения, а во втором -- путь отречения. Эти два метода -- изначально, в принципе, совершенно разные" - здесь Ринпоче, буквально через несколько строк, уже утверждает обратное, что Дзэн - путь самоосвобождения, а Дзогчен - отречения. Если так, то различие вроде бы понятно. Но после этого абзаца заключительная половина очерка посвящена объяснению того, что Дзогчен - путь самоосвобождения, а не отречения...
|